Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ       ПОИСК    
18.07.2025

ФАС проверит ритейлеров на сговор по ценам на пакеты

Покупатели пожаловались на рост стоимости полиэтиленовых пакетов на кассах продуктовых магазинов: за год она увеличилась на 25%. Кроме того, в четырех популярных торговых сетях они стали стоить одинаково — 9,99 руб., а маржа предположительно составляет до 200%. Одна из общественных организаций попросила антимонопольную службу разобраться в причинах возникновения серьезной наценки.

Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ), представляющаяся как организация по защите интересов в том числе потребителей, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить деятельность торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» (управляются X5 Group), «Магнит» и «Дикси» (входят в одну группу). В письме ассоциации, текст которого есть у “Ъ”, отмечается наличие признаков ценового сговора между сетями (антиконкурентного соглашения).

Обращение связано с ростом розничной цены на полиэтиленовые пакеты: за год цены на такую продукцию выросли в среднем на 25% год к году. Кроме того, все сети установили одинаковую цену — 9,99 руб., несмотря на то что ранее она отличалась у разных ритейлеров.

В X5 Group, «Магните» и «Дикси» на вопросы “Ъ” не ответили. В ФАС подтвердили “Ъ”, что обращение ассоциации рассматривается, и пообещали отреагировать должным образом в случае выявления нарушений.

При этом закупочная стоимость таких пакетов гораздо ниже, следует из опроса АППСИМ: в среднем она варьируется в диапазоне от 2,5 до 3 руб. за штуку. В Союзе переработчиков пластмасс сообщили “Ъ”, что отпускные цены на пакеты-майки из полиэтилена для торговых сетей снизились в среднем на 5—10%. Это связано со снижением спроса на внутреннем рынке и сокращением стоимости основного сырья — полиэтилена. По данным собеседника “Ъ” среди производителей этой продукции, за первую половину 2025 года цена на готовое изделие снизилась на 18%.

Текущая наценка на этот товар, сообщает АППСИМ, «крайне высокая» и превышает средний уровень наценки на товары в продуктовом ритейле. По данным партнера One Story Ольги Сумишевской, наценка, например, на товары собственной марки ритейлеров и непродуктовые категории может достигать 60%, на социально значимые продукты — не может превышать 10%. При этом пакеты-майки — самый высокий по частоте покупок товар в продуктовой рознице, утверждают в исследовательской компании NTech.

По данным опроса агентства Go Mobile, большая часть опрошенных россиян (53%) ходят в розничные магазины раз в два-три дня, 24% — каждый день.

Из-за высокой частоты покупок и высокой наценки полиэтиленовые пакеты могут приносить ритейлерам миллиарды рублей, считает директор АППСИМ Владимир Зыков. Также он обращает внимание на отсутствие ценников в большей части магазинов, из-за чего цена на товар становится известна только после добавления пакета в корзину.

Относительно синхронное повышение цены на один и тот же товар действительно может являться признаком картеля, отмечает партнер адвокатского бюро КИАП Илья Ищук. Однако одного этого факта для окончательного вывода недостаточно. Вероятность вступления в такой сговор со стороны торговых сетей довольно низкая: организации осведомлены о том, как работает антимонопольное регулирование в части расследования картелей, и оценивают свои риски, считает эксперт.

Дела о ценовых сговорах редки, отмечает адвокат Kulik & Partners Law.Economics Мария Канунцева. В рассматриваемом случае антимонопольный орган, скорее всего, направит запросы в адрес ритейлеров с просьбой дать пояснения относительно синхронного повышения цен с приложением экономически обоснованных расчетов, поясняет госпожа Канунцева.

Повышение цены на полиэтиленовые пакеты может быть связано с продвижением ритейлерами экологической повестки, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Рост стоимости этого товара сам по себе является мотивацией для потребителя использовать пакеты повторно или переходить на многоразовую тару. Ритейлеры расширяют предложение многоразовой тары, в том числе выпуская и многоразовые сумки для продуктов под собственным брендом, отмечает господин Бурмистров.

Источник: Коммерсант
Просмотры: сегодня: 7, всего: 574

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность